В 1905 году известный антрепренер Н. Б. Дризен предлагает Рериху создать декорации для нескольких постановок в петербургском «Старинном театре». В рамках этого сотрудничества художник создает эскизы к мистерии «Три волхва». В 1908-м он начинает работать над декорациями и костюмами к знаменитым первым «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Рерих оформил «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянку» и «Снегурочку» Римского-Корсакова.
Среди работ Рериха для Ballet Russes выделяется балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, в котором Николай Константинович не только создал декорации и придумал костюмы, но и выступил в качестве автора либретто. К театральной стороне своей творческой жизни Рерих подходил с той же страстью и вдумчивостью, что была характерна для его живописных полотен. Сюжеты произведений отсылали к истории Древней Руси, и Рерих оформлял декорации и костюмы, опираясь на свои обширные знания в области археологии, но оставаясь верным ярким, глубоким и красочным тонам.